Особое место в этом процессе занимала личность М.М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку «Введения к уложению государственных законов», предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.
По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда учреждений – законодательных, судебных и исполнительных (административных).
Законодательный ряд образовывали выборные думы – от волостной до Государственной. Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором. Исполнительной властью являлись выборные правления – волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть – министры – назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.
Население России по проекту М.М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия: дворяне, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ограниченные преобразования, начатые в 1810 г., вылились в создание Государственного Совета с 4‑мя департаментами (законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономии); учрежденные в 1802 г. министерства реорганизовались через открытие новых, упразднение министерства коммерции, деление на департаменты, создание «главных управлений».
Но ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.
Под руководством главы российской администрации в Польше, близкого друга и помощника Александра 1 Н.Н. Новосильцева, к 1820 г. был разработан проект «Уставной грамоты Российской империи» – первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России. Вопрос о крепостном праве в этом тайном проекте конституции не рассматривался. Этому были посвящены специальные, также сугубо секретные проекты, предлагавшиеся А.А. Аракчеевым и министром финансов России Д.А. Гурьевым.
Внешняя политика России в XVI–XVII в.
Важнейшей задачей внешней политики России в XVII в. являлась борьба за воссоединение западнорусских, белорусских и украинских земель.
К этому времени относятся первые шаги по созданию регулярной армии – солдатских, рейтарских и драгунских полков. Но война 1632–1634 гг. за Смоленск окончилась для России неудачно. И только в результате в ...
Виновники и жертвы войны
Вторая мировая война для немцев выступает как центральная проблема национального исторического самосознания. ФРГ и ГДР в качестве государственных образований возникли после войны. Двенадцать лет национал-социалистического господства как бы разорвали историю Германии, помешав складыванию ее непрерывной исторической картины. Не случайно в ...
Русско-турецкая война
(1768-1774) [19]
Начата Турцией после отказа России вывести войска из Польши. Разгром турецких войск при Лагре и Кагуле (командовал П.А. Румянцев), турецкого флота в Чесменском бою, занятие Крыма заставили турецкое правительство подписать Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г. ...