19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение» о новом устройстве крестьян. По «Положению» крепостные крестьяне (22,6 млн. человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т.д. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности – оброк или барщину. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75–80% выкупной суммы, остальная доплачивалась крестьянином.
Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще больше увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянского. 1,3 млн. крестьян фактически остались безземельными. Надел остальных крестьян в среднем составлял 3–4 десятины, тогда как для нормального жизненного уровня крестьянина, за счет сельского хозяйства при существовавшей агротехнике требовалось от 6 до 8 десятин земли.
В 1863 г. реформа была распространена на удельных и дворцовых крестьян, в 1866 г. – на государственных крестьян.
Недостаток почти половины необходимой крестьянам земли, сохранение в деревне кабальных, полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, искусственное повышение цен при продаже и аренде земли являлись источником нищеты и отсталости пореформенной деревни и в конечном счете привели к резкому обострению аграрного вопроса на рубеже XIX–XX вв.
Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения других реформ в стране – в области управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они тоже носили половинчатый характер, сохранили господствующие позиции за дворянством и высшим чиновничеством, не давали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил.
В 1864 г. в уездах и губерниях России были созданы земства. Землевладельцы, купцы, фабриканты, домовладельцы и сельские общины получили право избирать из своей среды земских гласных. Уездные гласные собирались один раз в год на земские собрания, на которых они выбирали исполнительный орган – земскую Управу и гласных в губернское собрание. В ведении земств находились: строительство дорог местного значения, народное образование, здравоохранение, страхование от пожаров, ветеринарная служба, местная торговля и промышленность. Земства находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостанавливать любые постановления земств.
В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились городские думы, избираемые на 4 года. Компетенция городских выборных органов была во многом сходной с функциями уездных земств. Главное внимание они обращали на финансовое и хозяйственное состояние городов. Значительная часть городского бюджета тратилась на содержание полиции, органов городского управления, военного постоя и др.
Наряду с реформой местного управления правительство приступило к решению проблемы преобразования судебных учреждений.
В 1864 г. были утверждены судебные уставы, вводившие в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства. Были провозглашены независимый от администрации суд, несменяемость судей, гласность суда, ликвидация сословных судов (за исключением духовных и военных), введены институты присяжных заседателей, адвокатура и признание равноправия перед судом. Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций – мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты (уральские губернии находились в ведении Казанской судебной палаты).
Потребности развивающегося рынка вызвали необходимость упорядочения финансового дела. Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил прежние кредитные учреждения – земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Упорядочен был государственный бюджет. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого времени начала публиковаться для всеобщего сведения роспись доходов и расходов.
Древние народы на территории России. Ранние башкиры
Наиболее древние цивилизации на территории бывшего СССР возникли в двух южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в земледельческой Средней Азии. В VIII–VI вв. до н. э. часть Закавказья входила в состав государства Урарту. Просуществовав около 300 лет, оно погибло, а на его основной территории государственное образование получил ...
Зарождение Османского государства
Происхождение османов и их история, по крайней мере до конца XIV в., были на протяжении длительного времени мало изучены, поскольку историки до недавнего времени использовали лишь некоторую часть источников, будь то греческие, естественно враждебные, летописи, или более поздние, турецкие, которые восхваляли османскую династию. Новые док ...
Основные этапы, важнейшие события и итоги революции.
Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.) В своем развитии она прошла несколько этапов.
Первый этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. – начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы Росс ...