Историки всемирно-исторической теории
главным двигателем перемещений народов считают “потребность в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем примитивном ведении хозяйства”.
В материалистическом направлении
выделяются такие причины, как разложение первобытнообщинного строя и появление частной собственности, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти.
В технологическом направлении
причина Великого переселения народов видится в серии фундаментальных открытий — в изобретении стремени, седла и сабли. Эти изобретения обеспечили военное превосходство кавалерии азиатских кочевых народов и породили волну военной экспансии кочевников, распространявшуюся с востока на запад.
Локально-историческая теория
изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.
Теория наиболее ярко представлена учебным пособием Л.Н. Гумилева (1912—1992)6, согласно которому резкая активизация этносов связывается с “пассионарным взрывом”, то есть всплеском жизненной энергии “молодых” народов на фоне определенной инерционности исторически “старших” этносов.
Локально-историческая теория предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из когда-либо существовавших на планете. По этой теории, каждый народ занимает свою природно-экологическую и историческую “нишу”.
Формирование восточных славян в технологическом направлении всемирно-исторической теории
Историки направления обращают внимание, что в процессе формирования восточно-славянского этноса, помимо славян, принимали участие и другие народы. В культуре восточных славян отмечены следы скифо-сарматского влияния, имена некоторых славянских богов — Хорс, Симаргл, Вий — имеют скифо-сарматское (индоиранское) происхождение. К иранским языкам восходят слова готского происхождения (“хлеб”, “изба”, “князь”), имеются отдельные финно-угорские заимствования (например, слово “витязь”). Смешение с финно-угорскими народами сказалось на расовом типе восточных славян. Сильными были и хазарские влияния; как известно, славяне долгое время платили дань хазарам, а киевского князя именовали “каганом”.
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Причины Великого преселение народов (II–IV вв. или I–IX вв.)
Название теории |
Предмет Изучения |
Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
С рождением Иисуса Христа «старые» народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. На смену им пришли «новые», современные народы |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Развитие народов и освоение ими новых территорий. Изменение климата |
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Прогресс в орудиях труда. Разложение первобытного общества и зарождение частной собственности привели к миграции народов |
Технологическое направление |
Развитие технологическое, научные открытия |
Фундаментальные открытия, обеспечивающие превосходство одного народа над другими и расширение им территории обитания. Распространение оружия и изделий из железа, стремени, седла, сабли и др. |
Локально-историческая |
Единство человечества и территории |
В результате пассионарного толчка произошел всплеск жизненной энергии «молодых» народов (Л.Н. Гумилев) |
Судебное устройство
Франкский суд по «Салической правде» являлся еще в полном смысле народным. Судебные тяжбы разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Если он был несправедлив, обидчик мог тут же потребовать у собрания его отмены.
Судебная процедура ...
Эволюция Российского государства и общества в первой половине xix века1
В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812—1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).
Павел I оставил после себя четверых сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила. Старший из них, Александр, вступил на престол; он был любимым ...
Опричнина Ивана Грозного. Предпосылки опричнины
Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжёлых событий.
· 8 августа 1560 г., на четырнадцатом году совместной жизни скончалась жена государя — Анастасия Романовна. Анастасия была его первой и самой любимой женой. Выбрал её себе в невесты Иван Грозный сам, вопреки недовольству высшей аристократии. Они многое пережили в ...