изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.
Возникновение казачества представляется как сложный процесс. Казачество родилось на базе смешения степняков с выходцами из Руси, при этом среди степняков, по их мнению, преобладал половецкий элемент. Л.Н. Гумилев (1912—1992) в образовании казачества определяющим называет фактор пассионарности: “ .ситуация на границах была очень острой и предоставляла целеустремленным людям массу возможностей для реализации своей избыточной энергии. .на Дону образовался особый субэтнос (впоследствии ставший этносом) — казаки. Они принимали к себе любое количество беглых крестьян и чувствовали себя совершенно самостоятельными”. Л. Гумилев возводил казачество к крестившимся тюркам.
ПРИЧИНЫ РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
В материалистической литературе (А. Н. Сахаров, Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Л. В. Черепнин и др.) отмечается, что церковно-обрядовая реформа являлась социальным протестом трудящихся против эксплуататоров, принявшим специфическую для средневековья форму религиозной борьбы. Социальные низы выступили противниками официальной церкви.
Либеральное направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Историки-либералы (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) считают, что Патриарх Никон стремился избавить русское православие от замкнутости, приблизив его к греческому образцу. При этом — по примеру западнохристианской церкви — он хотел возвысить церковную власть над светской. Раскол же произошел потому, что “фанатики-староверы” стали с охранительно-консервативных позиций сопротивляться движению русской церкви к европейским стандартам.
Локально-историческая теория
изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.
Л.Н. Гумилев (1912—1992), примеряя свою теорию пассионарности к эпохе церковного раскола, утверждал, что эта эпоха соответствовала акматической фазе, для которой характерны интеллектуальные споры. По Гумилеву, “уходила в прошлое “светлая Русь” с ее относительным мировоззренческим и поведенческим единством. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в “концерт” европейских держав (выбор Петра)”. Церковный раскол и стал крайней формой интеллектуальных споров, касавшихся путей дальнейшего развития России.
Локально-историческая теория о “присоединении” Украины к России
В XVII веке на территории Восточной Европы существовало два мощных, суверенных государства: Российское и Речь Посполитая. На территории государства Речь Посполитая началось сепаратистское движение, возглавляемое Богданом Хмельницким. Когда государством Речь Посполитая сепаратистское движение Богдана Хмельницкого было почти полностью подавлено, Богдан Хмельницкий обратился к соседнему Российскому государству с просьбой о помощи. Российское государство, нарушив границы суверенного государства Речь Посполитая, ввело на ее территорию войска и захватило часть соседнего государства.
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Причины введения крепостного права в России
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Основой феодальной общественно-экономической формации является крепостное право. Развитие крепостничества связано с распространением барщинного хозяйства и увеличением отработочной ренты. Отмечается связь барщинного хозяйства с ростом внутреннего рынка, побуждавшим помещиков производить хлеб как товар и увеличивать в этих целях барскую запашку. В несколько этапов крестьяне в России были прикреплены (закрепощены) к земле |
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Государство в общенациональных интересах закрепостило все сословия: прикрепив крестьян к земле, горожан – к посадам, дворян – к службе, которую они должны были выполнять в качестве обязательной воинской повинности. Впоследствии государство же раскрепощает сословия |
Технологическое направление |
Развитие технологическое, научные открытия |
Зарождение крепостного права связано с перениманием русскими царями османского порядка государственной приписки крестьян к месту жительства (с целью упрощения сбора налогов) |
Локально-историческая |
Единство человечества и территории |
Активная внутренняя политика и укрепление границ явились причинами введения в конце XVI в. крепостного права |
Определение времени возникновения источника
Недатированные источники встречаются на протяжении всей истории, однако более всего характерны для памятников древнего мира и средневековья. Можно добиться разной степени точности в датировке: абсолютной (число, месяц, год), более общей (месяц, год), приблизительной (не ранее и не позднее какой-то даты и т.д.). Примером научной датировк ...
Современность: от закрытого к открытому типу
общества.
«Свобода мнения может иметь место только тогда,
когда правительство уверено в себе.»
Бертран Рассел
В течении длительного времени практически оставалась неизменной система цензуры и вообще её характер. Под воздействием научно-технического прогресса в 1950— 1960-е годы в журналистике происходят значительные изменения: постепенно набир ...
Общественно-политическая структура, культура и
религия римской Тиры
1. Этнический и социальный состав населения. Уже в самом начале исследования Тиры было правильно отмечено, что в городе проживали как «коренные граждане», так и люди, которые «не пользовались правом местного гражданства», но определение общего количества населения и соотношения числа граждан, прочих свободных и рабов возможно лишь предп ...