Из правил многотеоретического изучения
1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).
4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
Литература различных теорий
Учебная:
Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная).
Верт Н. История советского государства. 1900–1991 гг. М., 1992; Ионов
И.Н. Российская цивилизация, IX – начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995 (либеральная)
. ).История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А. Федосова. М., 1981; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая
).
Научная:
1.
Монографии: Аврех А. Я. Столыпин и Третья Государственная Дума, М., 1968 (материалистическая
). Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия / Под ред. В.В. Журавлева. М.,1995 (либеральная).
Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная).
Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. М., 1989. (материалистическая)
. Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная).
Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М.,1988 (материалистическая)
. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная).
Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор: Жизнь и смерть Петра Столыпина. М.,1991. (либеральная)
. Ферро М. Николай 11. М., 1991 (либеральная).
Власть и реформы: От самодержавия к советской России. СПб., 1996 (либеральная)
. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996 (либеральная).Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2. Статьи: Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин. // Вопросы истории, 1990, № 5. (либеральная).Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1993. № 3,5,7; 1994. № 1,6,7. (либеральная).
Караваева И. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 г. // Вопросы экономики, 1996, № 9. (либеральная).
Сорокин А.К. Государство и предпринимательство в России. // ПОЛИС, 1995, № 3. (либеральная).
Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).
Периодизация
различных теорий
Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
Религиозно-историческая теория
делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира.
Всемирно-историческая теория:
– материалистическое направление
делит историю мирового развития на формации: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (первая фаза – социализм).
– либеральное и технологическое направления
делят историю мирового развития на аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное).
Начало Февральской революции. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г. Свержение самодержавия. Причины
и характер Февральской революции
"Главным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Февральская революция разрешила этот главный вопрос необычайно причудливо и противоречиво". В России она была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и первая, народная революция ...
Удельный период в истории России (XII–XVI вв.)
Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. – около 50, то в XIV в.-примерно 250.
Хазарский каганат – тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижн ...
Вывод
Изучив указанные источники, полевые материалы, автор пришел к следующим выводам:
Статуэтки - имели огромное значение для неолитического сообщества, являясь средством, передававшим формы и особенности неолитического мышления. Они должны были создавали определенную модель, с помощью которой люди видели других и самих себя.
В тоже время, ...