Развитие литературы связано с творчеством И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Горького, В. Короленко и др. Их отношение к событиям и новой власти не было однозначным. Если А. Блок и В. Маяковский приняли революцию, то Н. Гумилев не обмолвился о ней и советской власти ни словом. Д. Мережковский воспринял октябрьские события 1917 г. как похороны культуры России.
В искусстве, как и в литературе, были различные направления, отражающие характер эпохи. Каждое из направлений имело своих поклонников и противников. Авангардизм — К. Петров-Водкин, импрессионизм — К. Коровин, абстракционизм — В. Кандинский, К. Малевич.
Становление и развитие советского театра связано с творчеством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Однако массовая культура оставалась крайне низкой. В деревне преобладала общинная психология, основанная на коллективной ответственности. В сознании рабочих и крестьян коммунистический идеал понимался как уравнительный коммунизм.
Из правил многотеоретического изучения
1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).
4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
Литература различных теорий
Учебная:
Верт Н.
История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995. (либеральная)
. Вернадский Г. В.
Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная).История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).
Научная:
1.
Монографии: Боханов А.Н. Распутин: Анатомия мифа. М., 2000 (либеральная)
. Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997 (либеральная).Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная)
.
Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная).Пайпс Р. Русская революция. М.,1994. В 2-х ч. (либеральная)
. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная).
Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000 (либеральная).
Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года. М., 1974. (материалистическая).Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2. Статьи: Бутенко А.П. Правда и ложь в революциях 1917 г. // СОЦИС, 1997, №2. (либеральная).
«Булыгинская Дума»
6 августа 1905 г., в день Преображения Господня, были, наконец, опубликованы царский манифест об учреждении Государственной Думы и
«Положение» о выборах в нее. С первых строк этих рожденных в муках политических страстей документов становилось ясно, что положенные в их основу принципы безнадежно устарели. России даровался выборный орган ...
Послевоенные годы и свёртывание "Гулага"
В послевоенные годы заключённых Гулага использовали как бесплатную рабочую силу для поднятия разрушенной промышленности, городов и сёл. Учитывая значительные пополнения лагерей, за счёт репатриированных военнопленных, появилось огромная армия заключённых. Но постепенно, с отказом от ручного труда в пользу машинного, Гулаг оказался нерен ...
Ораторское искусство Греции
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи мате ...