Всемирно-историческая теория
изучает общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).
Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) считают, что в СССР в конце 1950-х годов было построено полностью и окончательно социалистическое общество. Государство (орудие для построения социализма и коммунизма) перестало быть органом диктатуры пролетариата и стало органом всего советского народа (общенародным). Восстановленная после войны и значительно окрепшая индустрия позволяла и взять курс на повышение благосостояния народа.
В 1961 году на XXII съезде КПСС была принята программа строительства коммунистического общества. Коммунизм определяется как бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов.
Согласно программе общенародное государство трансформировалось в сторону коммунистического самоуправления. Возрастала роль коллективов, общественных организаций, в которых по мере строительства коммунизма растворялась КПСС.
Переход к коммунистическому самоуправлению обеспечивался децентрализацией управления народным хозяйством (совнархозами), созданием внештатных отделов в государственных органах (Советах народных депутатов), общественными трудовыми объединениями на предприятиях (общественно-конструкторские бюро, общественное бюро и др.). КПСС была разделена по производственному принципу, с перспективой врастания в управленческие хозяйственные (промышленность и сельское хозяйство) структуры. В сельском хозяйстве ускорилась ликвидация личного и перевод коллективных хозяйств (колхозов) во всенародное хозяйство (совхозы). В области культуры проводился курс на развитие народной самодеятельности. Крепла коллективистская психология, основные положения которой отражал включенный в Программу КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Внешняя политика обеспечивала мирное сосуществование двух разнородных систем (капитализма и социализма), расширение и укрепление социалистического лагеря, помощь борющемуся пролетариату капиталистических стран, переход стран, освободившихся от колониальной зависимости капитализма на путь строительства социализма.
В области идеологии усилилась борьба против буржуазного влияния, распространения частнособственнической психологии. С.Кара-Мурза утверждает, что «так хорошо жить, как во время послесталинского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго… Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всем пространстве социально-экономических ситуаций».
Начался процесс обновления, в основе которого являлось широкое привлечение всего народа к общественной жизни: политики, экономики, культуры. Партия стояла во главе процесса и начинала прежде всего с себя – с восстановления ленинских норм партийной жизни, коллегиальности руководства, развития демократических основ организационного построения КПСС.
В либеральном направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направление в своем крайнем проявлении противопоставляет личность обществу, а само общество ассоциируют с государством. Согласно логике либерального направления в истории Советской России личность и государство являются врагами. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) обращают внимание на ухудшение положения человека и прежде всего на рост розничных цен на продовольствие. В ряде городов страны произошли стихийные выступления рабочих. Власть игнорирует материальную заинтересованность работников в результатах своего труда. Создание совнархозов увеличило численность чиновников – административного аппарата. Тоталитарное государство боролось в культуре против творческого раскрытия личности, организуя общественные суды над сторонниками авангардного направления, сторонниками джаза, стилягами. Руководство СССР применило вооруженную силу для подавления антисоветского выступления в Венгрии.
Тира в позднеэллинистическое время (вторая
половина III – первая половина I в. до н. э.). Социальный
строй, культура и религия Тиры в конце III — начале I в. до н. э.
1. Хозяйство и общественно-политическая структура. История Нижнего Поднестровья в конце III—II в. до н. э. фактически неизвестна, но те отрывочные сведения, которые все же извлекаются из имеющихся источников, вполне соответствуют восстановленной выше картине. В конце III в. до н. э. был разрушен Никоний, переживавший уже со времени похо ...
Общественный строй Римской империи в период
принципата
Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н. э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люд ...
Падение Избранной Рады
В результате проведения реформ произошла относительная консолидация служилого сословия, улучшилось внутреннее положение в стране, окрепли государственный аппарат управления и армия, что позволило решить ряд насущных внешнеполитических задач. Всё это было достигнуто за счёт народных масс: резко увеличилось налогообложение населения, ввод ...