Интересная история

Введение

«Белым пятном» в советской историографии до конца ее существования оставался болезненный вопрос о сталинском «сценарии» войны против Германии, о причинах трагической для Красной Армии и всего советского народа ее начального периода. К исходу 1990- годов российскими исследователями было много сделано для восполнения этого пробела, Предприняты попытки подведения предварительных итогов дискуссий, которые ведутся по данной тематике.

Несмотря на явные разногласия между участниками полемики в оценке деятельности И.В. Сталина по подготовке к вооруженному противоборству с Германией накануне 22 июня 1941, эта полемика показала следующее. Сталин и советское руководство, несомненно, имели свой собственный «сценарий» грядущей войны. Они представляли себе эту войну как всесокрушающую и, конечно, наступательную.

Однако некоторые исследователи утверждают на основании имеющихся на сегодняшний день в распоряжении данных исследователей исторических источников, что Сталин стремился непременно первым напасть на Германию начать «превентивную» войну против нее. В то же время можно согласиться с мнением, что советский лидер планировал ответить на неизбежную агрессию мощным ударом, который мог бы привести к разгрому врага.

К сожалению, ситуация сложилась совсем не так, как предлагал И. Сталин, что и привело к трагическим для советского народа и Красной Армии поражениям в 1941-42 годах.

В центре внимания исследователей продолжает оставаться различные аспекты вооруженного противоборства СССР и Германии в 1941-45 годов. Одним из ключевых по прежнему является вопрос о соотношении сил армий обеих держав к моменту начала войны. Он приобрел еще большую актуальность после введения в научный оборот ранее строго засекреченных и недоступных историкам сведений. Последние исследования показывают, что немцы и их союзники к 22 июня 1941 года имели превосходство лишь в живой силе (оно выражается соотношением 1,3:1),но уступали Красной Армии в танках почти в 3 раза, в боевых самолетах – более чем в 2 раза.

На этом фоне выглядит анахронизмом стремление представить дело таким образом, что в близи советских границ враг сосредоточил войска не только в численном, но и в техническом отношении значительно превосходившие советские части.

Так, В.Я. Сиколс без ссылок на какие-либо источники пишет, что вблизи границ СССР немцы и их союзники накануне 22 июня 1941 года сосредоточили 5,5 млн. человек 47,2 тыс. орудий и минометов, около 4,3 тысяч танков и штурмовых орудий и около пяти самолетов боевых. Им противостояли войска Красной Армии численностью около 2,7 млн. человек, на вооружений которых было 37,5 тыс. орудий и минометов, 1475 танков и 1540 боевых самолетов «новых типов» /Сиколс, 2000, с. 8/.

В историографии этого периода продолжаются дискуссии, целью которого является уточнение потерь противоборствующих сторон в ходе боевых операций на Восточном фронте. Примечательно, что ряд авторов не ограничивается подсчетом убитых и раненых, а стремится не упустить из поля зрения также урон в боевой технике /Бонштеин, 1998, с. 5/.

Много сделано для уточнения потерь Красной Армии в начальный период ВОВ, а также в битвах под Москвой, под Харьковом и Сталинградом. Показано, что вплоть до осени 1942 года, когда началась операция по уничтожению Сталинградской группировки врага, эти потери значительно превышали вражеские, особенно в первые месяцы войны /Соколов, 1999/.

Основные черты афинского права
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила о ...

Предмет исторической хронологии
В Советском энциклопедическом словаре читаем следующее: «Историческая хронология (от греч. Chronos – время, logos – слово, учение) – наука о последовательности исторических событий. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает уст ...

Система образования
Вследствие роста городского населения общий уровень образования формально возрос. В течение 1970-х гг. удельный вес людей, имеющих полное и неполное среднее образование, среди занятых в народном хозяйстве увеличился с 65 до 80%. В 1975 г. было введено обязательное 10-летнее образование. Если в середине 1950-х гг. полную среднюю школу за ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru