Верховный орган Афин – Народное собрание (экклесия). Право участия в народном собрании имели все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения[9]. Народное собрание не только принимало законы, но решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, выслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, обсуждало вопросы продовольственного снабжения, утверждало государственный бюджет, рассматривало просьбы частного характера, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Но основным его делом было законодательство.
В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм, для принятия которого требовалось не менее шести тысяч человек. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была создана специальная коллегия для охраны законов, которая наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов афинского государства. Любой член Народного собрания мог выступить с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы. Право каждого гражданина возбуждать жалобы на противозаконие стало подлинной основой афинской демократической конституции.
В Народном собрании мог выступить любой участник, но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять оппонента и говорить не по существу.
Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Однако эта инициатива существенно ограничивалась системой сдержек[10]:
1. автор законопроекта нес уголовную ответственность, если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам, и об этом не было определенно заявлено;
2. всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;
3. окончательное решение принадлежало гелиэе.
Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, их защитников назначало Народное собрание. Решение принималось большинством присяжных путем тайного голосования.
В обычное время законодательная инициатива исходила от совета пятисот, коллегии стратегов или других властей.
Экклесия созывалась четыре раза в месяц, по неотложным делам собрание созывалось вне очереди.
В конце 5 века до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания. Сначала в размере одного, а затем трех оболов, благодаря чему стало реальным участие в собрании широких масс населения.
Совет пятисот (буллэ) был рабочим органом Народного собрания и одним из важнейших государственных институтов афинской демократии. Он избирался по жребию из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет, по 50 представителей от каждой из фил.
В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние связи, финансы. Повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета – притания, секция. По числу фил пританий было десять. Ее члены – пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.
По истечении срока полномочий, длительностью один год, члены совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет.
Промышленный переворот и индустриализация в XIX — начале XX веков
Поражение России в Крымской войне 1853—1855 гг. и потеря Черноморского флота выявили недостатки в экономическом развитии страны. Проведя промышленную революцию, Англия и Франция выставили против России мощный флот, корабли которого приводились в движение паровыми двигателями. Им противостояли, кроме парусной флотилии, два российских пар ...
Культура Кукутени-Триполье: общая характеристика
Важнейшим историческим событием V-IV тыс. до н.э. стало сложение крупного центра высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур на юго-востоке Европы[8]. Этот центр охватывал Балканский полуостров, юг Апеннинского, Нижнее и Среднее Подунавье, территорию Трансильвании, Молдавии и правобережной Украины. Основой его возникновения был ...
Социально-политическая структура, культура и
религия Тиры
1. Общественный и государственный строй. В немногочисленных очерках истории Тиры IV п III вв. до н. э. определяются как эпоха расцвета, причем Тиру называют «типичным эллинским городом-государством». Правильность подобных утверждений не вызывает сомнений, однако имеющиеся материалы не дают возможности конкретно охарактеризовать особенно ...