В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Благодаря высокой политической активности рядовых граждан – демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Этот фактор по своей исторической значимости выходит далеко за рамки Античного мира.
Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего существования. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Возможность многих жить за счет рабов и неполноправных оказывала разрушающее влияние на общество.
Большинство афинских граждан утратило прежние гражданские добродетели. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Все это самым пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая ее обороноспособность, тем более, что основой войска было ополчение граждан, значительно утративших былую веру в идеалы демократии.
В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое для подавления огромной массы подневольного населения искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.
Таким образом, соперничество Афин и Спарты было своеобразным соревнованием двух разных гражданских и политических общин в Древней Греции. Поучительным является то, что соперничество этих держав привело к затяжной Пелопоннесской войне, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном счете и Афины и Спарта оказались под властью Рима.
[1] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 61.
[2] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 60.
[3] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.60.
[4] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 61.
[5] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.62.
[6] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 67.
[7] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 67.
[8] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.66.
[9] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 64.
[10] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.67.
[11] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 72.
[12] История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Стр.114.
[13] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.69.
[14] История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Стр.120.
[15] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 71.
[16] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.73.
[17] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 76.
[18] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 69.
[19] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 77.
[20] Там же.
Хорватия в системе международных отношений (XII – середина XIV в.)
Автономное Королевство Хорватия, Славония и Далмация находилось под управлением венгерской династии Арпадов. Первоначально им правил престолонаследник с титулом герцога, но уже во второй половине XII в. во главе управления королевством становится представитель местной знати, носящий титул бана. При этом на протяжении всего столетия вела ...
Укрепление традиций деспотического правления при Иване Грозном. Опритчина
3 декабря 1564г. царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Торице - Сергиев монастырь, взяв с собой казну. После этого он прибыл в Александровую слободу, откуда направил две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу - на всех ...
Оценки развития СССР в середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теория
изучает общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной ...