МОНГОЛЫ, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монгольских языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно Монголы) в Республике Монголия, баоань, дунсян, дауры, барга, монголы и собственно Монголы в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в России. Говорят на монгольских языках, которые делятся на группы, диалекты и говоры. Письменность в Республике Монголия с 1945 на основе кириллицы, в КНР - так называемая старомонгольская письменность на основе графики, заимствованной у уйгуров (13 век). С 1990 в Республике Монголия предпринимаются попытки возродить старомонгольскую письменность. К числу протомонгольских этносов, вероятно, относятся дун-ху, сяньби, хи и шивэй (упоминаемые древнекитайскими источниками), которые вступали в контакт с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами. Этноним Монголы, возможно, топонимического происхождения, впервые встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, Мэн-гули в китайских хрониках 7-10 веков. В 13 веке часть племён, обитавших на территориях современной Республики Монголия и северо-восточного Китая, объединилась под властью Чингисхана и подчинила себе ряд соседних племенных союзов и государственных образований (киданей, уйгуров, кипчаков, тангутов, меркитов, найманов и др.), положив начало монгольской этнической общности. В 15 веке монголоязычные народы разделились на западную и восточную группы; в 16 веке восточная группа распалась на северную и южную. Северные Монголы, населявшие территорию Республики Монголия с 16 века, стали называться халха (ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные Монголы, населявшие районы Внутренней Монголии, влились в состав монголов КНР. Западные Монголы (ойраты) образовали в 17 - середине 18 века Джунгарское ханство; их потомки частично вошли в состав монголов Республики Монголия, КНР и калмыков России. Монголы Республики Монголия сложились в нацию, ядро которой составляют халха. Практически слились с халха дариганга, хотогойты, сартулы, узумчины, хорчины, чахары и другие субэтнические группы. Консолидируются с халха проживающие в западных районах РМ и ещё сохраняющие отличия в языке и культуре дэрбэты, баяты, захчины, олёты, торгуты, мингаты, а также немонгольские по происхождению хамниганы, тюркоязычные в прошлом хотоны и др. Язык халха лёг в основу современного монгольского литературного языка. Материальная и духовная культура всех Монголов в основном одинакова. Традиционное занятие - кочевое скотоводство: уже много веков стадо монгольских кочевников включает "пять видов скота" - лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки), обеспечивавшие Монголов всем необходимым для жилья, одежды, питания. Традиционные поселения: временные - круглые в плане или вытянутые с Востока на запад; постоянные - прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окружённые забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими стенами. Жилище - разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращён на юг, северная часть юрты - для гостей, восточная - женская, западная - мужская. Традиционная мужская и женская одежда халатообразного покроя, летняя - на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простёгивается с шерстяной подкладкой. Халат (дэли) запахивается слева направо, застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается многометровым шёлковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом - штаны и рубаха. Праздничную одежду шили из шёлка, она дополнялась безрукавкой. Головные уборы отличались по форме и материалу у различных этнических и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож, огниво, табакерку в специальном футляре, женщины - украшения из серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные, вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь - сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них вкладывался войлочный чулок.
Традиционная пища- мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце, коптят, делают мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты - мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки - чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, в гобийских районах - из верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы.
Общественно-политические организации и союзы
В начале ХХ века, по инициативе священников и национальной интеллигенции стали возникать различные объединения, цель которых определялась стремлением сохранить свою национальную культуру и объединением городских и сельских жителей различных социальных групп.
11 сентября 1906 года в Одесском особом городском по делам об обществах присут ...
Заключение.
Восстание 14 декабря 1825 года оставило трагический след в истории нашей Родины. Этот трагический день занимает важное место в истории революционного движения России. Это было первое открытое выступление с оружием в руках в целях свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Не даром В. И. Ленин начинает с Декабристов периодиза ...
Изменение государственного устройства СССР и его распад. Российская Федерация
(1985-2000) . «Новое политическое мышление», политико-экономические
реформы и распад СССР (1985–1991) [1]
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представляет собой историю развития отдельных регион ...