Исследования капитана Элтона В. Н. Татищев представил на усмотрение Правительствующего Сената. Одновременно с этим Сенат получил неутешительное уведомление Строгановых о том, что иссякающие запасы леса вокруг Соликамских озер не позволяют вываривать здесь соль в достаточном количестве. Сообщение Строгановых вынудило Сенат обратить особое внимание на доклад Татищева и Элтона. Сенат обратился с запросом в специальную медицинскую комиссию, которая, исследовав привезенные с Алтан-Нора соль и тузлук, вынесла заключение, что они "для человеческого употребления не вредны".
В январе 1747 года Правительствующий Сенат издал указ, по которому подполковник Н. Ф. Чемодуров (Татищев с 1745 года находился в отставке) должен отправиться на разработку соляного озера. (В этом указе озеро впервые названо Эльтонским). Пункты указа гласили: "1) для заведования заготовлением, отправлением и вывозом соли с Эльтонского озера в Дмитриевский городок и в Саратов учредить в сем последнем городе особое комиссарство, имеющее состоять из подполковника Чемодурова и двух других членов, 2) для защиты от набегов калмыков и прочих народов и чтобы кроме казенной поставки никто с озера тайно соль не вывозил, построить земляной городок, 3) для возки соли сделать к весне 1748 года в Казанском и Вятском уездах десять судов, 4) печатными указами вызвать поставщиков, которые бы взялись возить с озера соль и ставить в казну"[3].
Первый пункт был выполнен Чемодуровым без особых трудов: в Саратове создали Соляную контору. С выполнением второго пункта тоже не было проблем. Земляной городок был построен на новом, более удобном месте. В нем разместились пятьдесят солдат и два офицера. Мера оказалась весьма необходимой и лучше других об этом знал, пожалуй, сам Чемодуров. Когда в предыдущем, 1746 году он приезжал на соляное озеро, то узнал, что за неделю до его приезда оттуда было вывезено неизвестными людьми не менее ста возов соли. Теперь с контрабандой было покончено.
И суда для перевозки соли по Волге построены были и функции свои выполняли успешно.
О последнем пункте подробнее. Официальные печатные приглашения на работу по добыче и перевозке соли были разосланы во многие губернии России Великой, Малой и Белой. Работать на Эльтоне нанимались, как правило, беглые крепостные, неимущие крестьяне из Саратова, Вольска, Царицына, из ближних сел и деревень Поволжья. Перевозить соль с Эльтона согласились владельцы волов из волжских городов и селений, а затем к ним присоединились малороссы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. Поскольку соль предполагалось возить по двум трактам: до Камышина и до Саратова, — то и украинские солевозы начали устраивать свои селения вдоль этих дорог. Украинские солевозы-чумаки (русские назывались усольцами) образовали две слободы, существующие и поныне — Покровскую и Узморье, — и несколько хуторов: Квасниковка, Подгорное и другие. Часть малороссов поселилась на нагорной стороне за Саратовом для перевоза соли из саратовских амбаров в другие губернии.
Малороссы не случайно устремились на далекий промысел. На Украине перевозка соли на волах была широко развита, но труд чумаков был очень дешев и тяжел. Желание иметь лучший заработок и лучшие условия труда привело их на Волгу. Чумаки впервые появились в Саратове в августе 1747 года и уже через месяц привели в город первый обоз соли.
Для хранения соли в Саратове были построены огромные деревянные амбары, называвшиеся запасными магазинами. Располагались они на короткой улице, тянувшейся от Волги до улицы Московской. Соляные амбары дали название улицы — Соляная.
Военная организация и военное искусство в рабовладельческом обществе
Южная часть Балканского полуострова с очень давнего времени была заселена греками. Они расселились также на островах Эгейского и Средиземного морей, основали колонии на побережье Малой Азии, южной части полуострова. В политическом отношении Греция состояла из большого количества городов-республик (полисов): Афинской республики, Спарты, ...
Русско-турецкая война (1787-1792)
В XVIII в., в царствование Екатерины русские войска остановились перед такими областями Турции, которые либо нельзя было присоединить к империи, не возбудив страшной тревоги на западе, либо неудобно было присоединить по отсутствию прямых географических связей их с империей. Присмотревшись к Турции, увидели, что это не цельное тело, а ку ...
Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский.
Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина , обучение малолетнего Петра шло довольно медленно.
Предание заставляет трехлетнего ребенка рапорто ...