Политическая история России в ХХ веке предоставила обильный и богатый материал для философского, историософского, правового и культурологического осмысления. Тысячелетняя история России, связанная с личностью монарха сделала резкий поворот и фигура русского царя, ставшая преемницей византийского кесаря, сакрализованная русским общественным сознанием, неожиданно перестала устраивать русское общество.
Но вакантное место царя осталось в культурном сознании нации, и оно было занято вождями. Конечно, подобное происходило и в истории других государств. Революции вырождались в диктатуры. Так было в Древнем Риме, в Англии, в период диктатуры Кромвеля, и во Франции. Но нигде не удавалось партии, определенной общественной силе, закрепиться у власти на продолжительный срок. Что бы подобное слияние могло произойти, партии необходимо слиться с государственной властью, создать удобную для себя политическую систему и удалить с политической сцены всех своих конкурентов.
“Под политической системой (или политической организацией) общества имеются в виду совокупность политических институтов и общественных организаций, их взаимодействие в осуществлении ими функций и требований, диктуемых политическими, социальными и идеологическими установками режима” Главное звено политической организации общества - государство, которое, в свою очередь, состоит из функциональных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому для того, чтобы слиться с государством, большевикам было необходимо чтобы общество признало за данной партией законодательную силу, было бы готово исполнять решения большевизма и обращалось бы к большевизму как к высшей судебной силе. Для достижения этих целей как раз и требовалось удаления с политической сцены всех политических конкурентов, то есть должна была возникнуть монополия большевизма на власть. Мы нарочно оставляем в стороне риторику о демократической, народной природе власти большевиков. На проверку это остается не более как риторикой, и большевистское государство выполняло свои функции как господство одних людей для подавления и принуждения других людей.
Из всего вышесказанного логически вытекают хронологические рамки настоящего исследования: это от октябрьской революции до принятия первой конституции в 1918 году.
Почему мы ограничиваемся именно этими рамками? А. Денисов выделяет следующие части государственного аппарата: “ .развитый государственный аппарат состоит из следующих основных частей: 1) преимущественно угнетательского аппарата: постоянной армии, полиции, чиновничества и тому подобного, осуществляющего подавление, угнетение и ограбление народных масс; 2) представительных учреждений (парламент и органы местного самоуправления); 3) аппарата, выполняющего функции счетоводства, контроля, регистрации, учета. Таковы его “анатомия” и “физиология”. Именно с принятием Конституции РСФСР в 1918 году закончился процесс “слома государственной машины как предварительного условия народной революции” и создание, в общих чертах, новой государственной машины. Именно данный факт и ознаменовал собой сам факт начала слияния партии большевиков с государственным аппаратом. Это слияние будет продолжаться всю историю существования СССР и достигнет своего апогея в 1970-х годах, когда 6 статья Конституции СССР закрепит монополию КПСС на власть, назвав ее единственной руководящей и направляющей силой советского общества.
Слом старой государственной машины власть был одним из важнейших условий укрепления власти большевиков. Прежняя государственная система управления страной, создававшаяся веками и изредка подновлявшаяся, была к 1917 году уже настолько неэффективной, что не позволяла даже Временному правительству управлять страной. Будучи революционерами - марксистами, большевики считали своим долгом уничтожить ее. Но, даже если бы они не сделали этого, со стороны государственного аппарата, со стороны чиновников, служивших монархии, большевиков ждал бойкот, который организовали и возглавили кадеты и правые эсеры из старого чиновничества, потому что аппарат и после всех потрясений 1917 года оставался таким же, что и во времена царской администрации. Использовать его можно было только в минимальной степени, как консультантов, при налаживании новой эффективно функционирующей государственной машины.
Подлинное Советское государство еще только зарождалось в конце 1917 - начале 1918 года. Идея образования государства, с его классическим признаком как средством подавления одного класса (в данном случае буржуазии) другим классом - пролетариатом, лежало в основе большевистской теории. Этим большевизм глубоко отличался от анархизма. “Нам нужно . государство”, - писал Ленин еще из Цюриха в марте 1917 года. Он повторял это в апрельских спорах и затем неоднократно на протяжении всего 1917 года. Оказавшись в подполье после июльского кризиса, он написал по этому вопросу работу, которой суждено было войти в число наиболее знаменитых его произведений: “Государство и революция”. Опубликована она была лишь весной 1918 года, когда необходимость создания государства стала предельно ясна, и исчезли всякие попытки создания, какого-то ни было коалиционного правительства.
Покорение Саксонии
Наиболее продолжительную и тяжелую войну Карлу Великому пришлось вести с саксами, населявшими территорию между нижним течением Рейна и Эльбы. Эта война длилась свыше 30 лет (772—804) и стоила больших жертв для той и другой стороны.
По уровню общественного развития саксы намного отставали от франков. Основную массу населения составляли ...
Формирование многопартийности в России. Динамика организационных принципов,
численности и социального состава партийных структур
Институт многопартийности - один из важнейших признаков формирования в современной России гражданского общества и демократической системы. А политические партии как основа и важный компонент многопартийности, являются ключевым фактором укрепления демократической природы государства. Сегодня в мире не существует практически ни одной бесп ...
Вооруженные конфликты в Чечне в XX веке
После окончания Кавказской войны на территории Чечни не было междоусобиц. После свержения самодержавия 9 марта 1918г. был учрежден для управления Кавказом Особый Закавказский комитет, который получил права бывшей царской администрации. С провозглашением свободной демократической республики возросли амбиции у национальных элит, строились ...