В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила ломка традиционных отношений, жизненного уклада. В «смутное время» велись постоянные междоусобные войны, разорявшие крестьянские хозяйства, налоги были увеличены в 30 раз, зажиточные крестьяне стали бедняками, бедняки стали нищими, в стране свирепствовали террор и бандитизм [1. С. 169.].
Организация, ставившаяся главной целью самозащиту сельского населения от набегов бандитов и армий захватчиков, объединяли преимущественно деревенских жителей, крестьян.
Действия «Красных пик» по охране деревень в конкретных условиях китайской действительности являлись той формой борьбы, которая давала возможность крестьянству продолжать экономическую и социальную жизнь. К тому же защита имущества сельских жителей от бандитов и солдат предполагала также сохранение того же имущества от разорения, ибо непомерные налоги и поборы, вводившиеся местными властями, угрожали не меньше, чем обычные грабежи.
Основное назначение и цели общества отражали самые насущные интересы достаточно широких слоев сельского населения. По свидетельству самих членов этого общества, оно нужно было богатым для сохранения имущества, бедным - для сохранения жизни [16. С. 256.]. Это в значительной степени предопределяло массовость организации, ее живучесть, способность к возрождению. «Красные пики» становились особенно активными в периоды, когда деревне угрожала внешняя, разрушительная сила.
Оборонное назначение «Красных пик» неизбежно выдвигало на первый план их военную, боевую активность, усиливало тенденцию превращения общества в военную организацию. Это подметил, в частности, Р. Славинский. Сравнивая уставы разных лет, он пришел к выводу, что первоначально «Красные пики» больше напоминали тайное общество, а позднее (конец 20-х и особенно 30-е годы) - боевую, военную организацию [16. С. 257.].
Настроения огромных масс населения, примкнувшего к тайным братствам, нашли отражение в лозунгах и требованиях, выдвигаемых этими организациями и зафиксированных в их документах. Например, § 3 устава общества «Красные пики» гласил: «Настоящий союз возлагает на себя следующий долг: 1) уничтожение туфеев (бандитов), 2) сметение с лица земли злых правительственных войск, 3) отказ платить все излишние налоги и дополнительные продовольственные взносы, борьба с
принудительным сбором всевозможных поборов, 4) накатать корыстолюбивое и алчное чиновничество» [4. С. 49.]. Тайное общество «шэньбинов» («священные воины») в провинции Сычуанъ ставило своей целью «охрану законности и порядка». В уставе «Союза Небесного Учения»
записано, что главная цель
союза охрана своего собственного дома [1. С. 169.].
Важным документом для изучения деятельности тайных обществ является листовка «Обращение объединенного штаба «Красных пик» к населению города. Различные
тайные общества часто прибегали к распространению такого рода листовок для популяризации своих лозунгов среди населения. Данное «Обращение» интересно тем, что в нем нашли отражение в концентрированном виде основные лозунги и требования, выдвигавшиеся практически всеми тайными обществами в то время. Листовка написана весной 1926 г.
Историческая канва событий такова. Во время Северного похода Национально-революционной армии 2-я Национальная армия под командованием генерала Юэ Вэйцзюня была расквартирована в провинции Хэнань. Недовольство «Красных пик» вызвали налоги, которыми командование 2-й Национальной армии обложило население провинции, а также репрессии против членов «Красных пик». В результате 300-тысячная 2-я Национальная армия потерпела поражение и была вынуждена оставить провинцию.
Однако положение населения не изменилось: старые налоги были восстановлены и даже увеличены, а на членов «Красных пик» обрушились репрессии.
Тогда в апреле мае 1926 года вспыхнуло новое восстание «Красных пик», на этот раз под лозунгом свержения диктатуры У Пейфу. Несмотря на самоотверженную борьбу восставших, они потерпели поражение. Листовка «Обращение» была написана именно в то время, когда объединенные войска «Красных пик» пытались штурмовать г. Кайфык, где находилась часть войск У Пейфу. Композиционно этот документ можно разделить на три части, две содержат описание несчастий и бед, которые несет диктатура У Пейфу сельским и городским жителям, а третья является призывом к объединению для борьбы с У Пейфу. В первой части говорится: «Соотечественники г. Кайфына! У Пейфу пришел в Хэнань, а пришел он потому, что обещал три года не собирать налог зерном и освободить от других тяжелых налогов и поборов . но не только не освободил от налога и других поборов, но и увеличил их в десятки раз. Вспомните, как мы с оружием в руках бросились в смертельную битву лишь для того, чтобы он пришел, и мы могли бы спокойно коротать свою жизнь. Сейчас он пришел, и словно бедствие обрушилось на нас, бедствие более лютое и жестокое, нежели приход шеньсийцев (имеется в виду 2-я Национальная армия): налоги, поборы! Сегодня нужно уплатить, завтра будут торопить с уплатой! Обменяли и продали зерно, заложили одежонку, а все не хватает монет, чтобы уплатить этот его налог зерном, будь он трижды проклят! Вы только поглядите: даже бандиты не идут ни в какое сравнение с жестокостью его отрядов. А он, знай себе, смотрит, как зверствуют бандиты на земле нашей, и палец о палец не ударит. Такое больше терпеть нельзя» [1. С. 170].
Возвращение горных заводов в казну
К 1763 г. проявилась несостоятельность попытки передать казенные заводы в частные руки. Гороблагодатские и Камские заводы графа П.И. Шувалова за долги были переданы обратно в ведение Берг-коллегии. Постепенно к этому результату пришли и граф М.Л. Воронцов, и граф И.Г. Чернышев, и владельцы Ягужинские, и ряд других несостоявшихся заводчи ...
Переворот в поземельных отношениях
В VIII в. во франкском обществе шел интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Он начался еще в предыдущие столетия вследствие роста крупного землевладения и разорения свободных крестьян-общинников. В результате непрекращающихся междоусобных и внешних войн и тяжелых поборов крестьяне нищали и попадали в зависимость от монасты ...
Казахстан в период правления Аблайхана и его
политика
Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, - а позже хана, - Абылая. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем-Уали. Во время жонгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и скрывая свое происхождение, некоторое время б ...