Интересная история

Югославия в системе международных отношений. 1950-е - конец 1980-х гг.
Страница 1

История » Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. » Югославия в системе международных отношений. 1950-е - конец 1980-х гг.

Успешная внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг. добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась членом-наблюдателем СЭВ.

Советско-югославские отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в 1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.

Новые возможности для дипломатической активности Югославии создал начавшийся в 40-е годы распад колониальной системы и появление новых государств, которые искали свое место в разделенном на противостоящие военно-политические блоки мире. СФРЮ, стремившаяся поддерживать с ними хорошие отношения, использовала эту возможность для того, чтобы возглавить нарождающийся "третий мир".

В середине 50-х - начале 60-х годов в югославских внешнеполитических документах все чаще начинает встречаться термин "неприсоединение". В июле 1956 г. состоялись переговоры между И.Броз Тито и главами развивающихся стран - Индии и Египта, результатом которых стало подписание И.Тито, Д. Неру и Г. Насером так называемой Брионской декларации. В ней говорилось о неприсоединении этих трех стран к военным блокам противостоящих государств: стран - членов НАТО и стран Варшавского договора. В сентябре 1961 г. Белград стал местом проведения первой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран Азии, Африки, Латинский Америки и Югославии. В условиях "холодной войны" неприсоединение к военно-политическим блокам нашло положительный отклик среди развивающихся стран. Эта своего рода политика "равноудаленности" позволяла многим государствам, включая Югославию, извлекать дипломатические и материальные выгоды из своего положения, поддерживая, например, ту или иную внешнеполитическую акцию Москвы или Вашингтона. Политика неприсоединения нашла свое отражение в ряде конституционных документов и партийных съездов как основы внешнеполитического курса государства. Югославия 60 - 70-х годов являлась лидером неприсоединившихся стран. В западной прессе о ней писали как о стране великой дипломатии, внешнеполитический вес которой во много раз превосходит ее экономический и военно-технический потенциал. В 1989 г. в Белграде прошла девятая и, как оказалось, последняя конференция глав государств и правительств стран "третьего мира" с участие СФРЮ. В конце 80-х годов Югославия поддерживала дипломатические и торговые отношения более чем со 100 странами мира.

Страницы: 1 2

Транспорт
До провозглашения независимости Армения была связана с соседними и дальними странами посредством железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. С начала 1990-х гг. вследствие создавшегося в регионе напряженного положения Республика Армения оказалась в блокаде. Перестали действовать железнодорожные и автомобильные дороги между ...

Правительство Республики Армения
Исполнительную власть в Республики Армения осуществляет Правительство Республики Армения, состоящее из Премьер-министра и министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливаются указом Президента Республики Армения по представлению Премьер-министра. Президент Республики Армения назначает Премьер-министра (варчапет) в ...

Образование Древнерусского государства в IX в.
Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже было показано ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru