Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что всё ранее изложенное военными историками в корне не верно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих положениях других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества и качества, отрицания отрицания, а также категорий - причины и следствия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т. д. Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, а также логические приёмы - индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.
Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.
Как и любая наука, военная история выполняет определённые функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Многогранный опыт военной истории несёт значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.
Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель её - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Тем самым военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом. Этим она выполняет мировоззренческую функцию.
Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, даёт возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая деятельность людей в разные исторические эпохи она указывает им путь, вооружает конкретными формами и способами деятельности в военной области.
Образовательная функция военной истории состоит в том, что она несёт в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи стоящие перед войсками.
Воспитательная функция выражается большими возможностями военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно- нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории его борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.
Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе «человек - оружие», наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооружённые силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. С этой точки зрения военная история, как было отмечено в предыдущем параграфе, вооружает военнослужащих необходимыми знаниями исторического опыта деятельности военных кадров в конкретной обстановке, расширяет кругозор, способствует развитию оперативно-тактического мышления, является важным средством воспитания военнослужащих. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса российской армии.
Судебное устройство
Франкский суд по «Салической правде» являлся еще в полном смысле народным. Судебные тяжбы разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Если он был несправедлив, обидчик мог тут же потребовать у собрания его отмены.
Судебная процедура ...
Организация и ход вооруженного восстания на Сенатской площади.
Прошло 182 года с того дня, когда «лучшие люди из дворян» – с оружием в руках выступили против самодержавия и крепостничества и тем положили начало первому этапу русского революционного движения – дворянской революционности. Восстановить развитие событий этого дня непросто. Следственный комитет нисколько не интересовался этой стороной д ...
Племена в общественно-политической и экономической жизни иракских эйалетов
Деление значительной части общества в иракских эйале-тах по племенному принципу унаследовано от древности и Средневековья. Племена кочевые, полукочевые, частично оседлые или занимавшиеся отгонным скотоводством представляли органическую часть населения этой страны. Однако еще в XVI—XVII вв. прибывали новые племена из Неджда, из Хид-жаза, ...