10 марта 1952 г. боннским правительством была получена советская нота. Этот день явился одной из важнейших дат в послевоенной истории Европы. Недоверие Аденауэра к Москве укоренилось настолько, что он вместе с Западом отклонил предложение Сталина о воссоединении Германии до границы по Одеру - Нейсе и придании ей статуса нейтралитета. Слишком туманным показалось ему это предложение чтобы в ответ на него поставить на карту интеграцию ФРГ в сообщество западных государств.
К тому времени Аденауэр назначил себя министром иностранных дел своего кабинета. План Шумана удалось протащить. Забыв о слабости своей действительной позиции, о своей полной зависимости от США, Аденауэр осмелился говорить об установлении «нового порядка в Восточной Европе». Вместе с тем Аденауэр так повел дело во время первого чтения Общего договора в бундестаге, словно Советский Союз уже готовился к прыжку в сторону Западной Германии и этим вынуждает Запад к превентивной войне. А между тем еще в октябре 1951 года Аденауэр заявил, что, по его мнению, Советский Союз не в состоянии начать мировую войну, ибо он знает, что не может ее выиграть. А теперь Аденауэр стал в самой неслыханной и безответственной форме разжигать, и с каждым днем все сильнее, ненависть к Востоку.
В это время была получена советская нота от 10 марта 1952 г., обращенная к трем западным державам и содержащая предложение безотлагательно обсудить вопрос о Мирном договоре с Германией, с тем чтобы в ближайшее время подготовить согласованный проект договора и представить его на рассмотрение соответствующей международной конференции. Проект такого договора должен быть выработан при непосредственном участии Германии в лице общегерманского правительства. Поэтому надо рассмотреть вопрос о скорейшем создании общегерманского правительства.[5] Эта нота открыла знаменитую «войну нот» (с марта по сентябрь стороны четырежды обменялись предложениями и контрпредложениями по германскому вопросу).
Прежде всего нота от 10 марта 1952 г. запоздала. Пик оппозиции курсу Аденауэра в Западной Германии к тому времени был уже пройден.
Пропагандистки более успешно западные державы эксплуатировали проблему международного контроля над подготовкой и проведением общегерманских выборов и роли ООН в его осуществлении. К тому времени эта проблема имела уже длинную историю. 20 декабря 1951 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о направлении в Германию специальной комиссии для «проверки условий», позволяющих провести свободные выборы. Против этой резолюции голосовали СССР, страны «восточного блока» и Израиль.
Комиссия выехала «на место», однако в ГДР она допущена не была и 23 марта 1952 г., удовлетворившись посещением ФРГ, прекратила свою деятельность. Теперь западная сторона предлагала ее возобновить. Советская сторона выдвинула встречное предложение: проверкой должна заняться комиссия из представителей четырех держав. «Западники упорствовали, указывали на то, что, во-первых, четыре державы в случае принятия советской схемы выступали бы одновременно и как ответчики, и как судьи ( а это противоречит правовым нормам) и, во-вторых, СССР проявляет неуважение к ООН.
Формально советская позиция была сильнее: по Уставу ООН германская проблема действительно не входила в ее компетенцию. Но был и другой прецедент: берлинская проблема в 1948 году обсуждалась в ООН, и окончательный вердикт образованной ею комиссии по валютным проблемам был в пользу советской точки зрения.
24 мая, накануне подписания документов о ЕОС и Общем договоре, появилась очередная советская нота, третья по счету. Все сразу обратили внимание на контраст: если предыдущая нота, от 9 апреля, развивала положение первой, мартовской, и отличалась спокойным, деловым тоном, то в данном случае все выглядело иначе. Дж. Кеннан, в то время посол в СССР, дал майской ноте такую оценку: «Эта нота поражает своей слабостью, нелогичностью, отсутствием энтузиазма и какого-либо нового элемента, который аппелировал бы немцам.
После вступления ФРГ 9 мая 1955 г. в НАТО начался один из наиболее идеологизированных периодов в истории страны. Консервативные установки христианских демократов, выдержанные в духе «холодной войны», доминировали в сфере внешней политики. Антикоммунистическая линия Бонна в отношении Советского Союза и других социалистических стран была возведена в ранг государственной политики. Аденауэру не хватало трезвой сбалансированной оценки советской мощи. С одной стороны, Аденауэр говорил об СССР как о «колоссе на глиняных ногах», который не в состоянии решить политические проблемы послевоенного времени. С другой стороны, он впадал в иную крайность, переоценивая советскую угрозу для Федеративной Республики Германии и Европы в целом. Жесткая конфронтационная позиция в отношениях Восток – Запад казалась вполне оправданной. Однако в то же время стало ясно, что без Москвы невозможно добиться существенного сдвига в решении германского вопроса. Поэтому государственный расчет побудил Аденауэра установить с СССР дипломатические отношения.
Личная жизнь царя
По возвращении из Великого посольства Петр I окончательно порвал с нелюбимой первой женой. Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина I), с которой венчался в 1712.
1 марта 1712 года Петр I женился на Марте Самуиловне Cкавронской, принявшей православие и именовавшейся с того времени Ека ...
Русско-турецкие войны
Ру́сско-туре́цкие во́йны
(тур. Osmanlı-Rus Savaşları) - ряд военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVII-XIX веках (случаев формального объявления войны без реальных военных действий значительно больше).
Войны шли первоначально за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказо ...
Урбанизация и жилищная проблема
Во второй половине 1960 — 1970-х гг. быстро увеличивалось городское население. К 1980 г. оно составило 180 млн. чел., т.е. 62% жителей страны. Официально провозглашался курс на развитие малых и средних городов, но на практике люди старались перебраться в крупные индустриальные центры: там было лучше снабжение продовольствием и промышлен ...