3 декабря 1564г. царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Торице - Сергиев монастырь, взяв с собой казну. После этого он прибыл в Александровую слободу, откуда направил две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу - на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают его казну, плохо служат, изменяют, а церковные иерархи их покрывают. Поэтому он «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, где вселитися, идее же его, государя, Бог наставит».
Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы; в ней царь заверял простой московский люд, «чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».
Историки по-разному интерпретируют это событие, но все сходятся к одному: это был блестящий политически маневр талантливого демагога. Царь выступал в роли радетеля за интересы посадских низов, против ненавистных посадскому люду феодалов. Психология средневекового горожанина не позволяла представить себе государство без государя батюшки. Москвичи решительно потребовали, чтобы бояре упросилигосударя вернуться на царство «а хто будеть государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят».
Уже через два дня депутация дворян была в Александровой слободе. Царь смилостивился и согласился, но при двух условиях: изменников, в том числе и тех, кто в чем- либо государю был непослушен казнить и учинить в своем государстве опричнину. Согласившись на образование опричнины Боярская дума и сословия признали за царем неограниченную власть: право казнить «изменников», конфисковывать их земли и имущество, и править как ему угодно.
В опричнину (от слова «опричь» кроме всей остальной земли - оттуда пошло - земщина) царь выделил часть уездов страны и 1000 человек боя и дворян. Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных же уездах, а у земских, тех которые не были в опричнине, царь приказал забирать вотчины и поместья в опричных уездах и давать другие в уездах земских.
В опричнине действовала своя Боярская дума, свои войска, возглавлявшиеся воеводами - опричниками. Разница между опричниной и земщиной была невелика и состояла в том, что среди опричников было много выходцев из среды незнатных родов «детей боярских». Они стали личными слугами самодержца и пользовались гарантиями безнаказанности. Опричники, число которых за 7 лет выросло в 4 раза, участвовали во многих боевых операциях. Но все же основными для них были функции палачей. Начался террор.
Кульминацией опричного террора стали конец 1569 и лето 1570 г., когда царь получил сообщение, что Великий Новгород решил перейти под власть короля речи Посполитой, а на место царя посадить старицкого князя Владимира Андреевича.
Царь выступил в поход против Новгорода. Погром в Новгороде начался в январе и продолжался более месяца. По подсчетам Р.Г. Скрынникова погибло от 3-4 тыс. до 10-15 тыс. человек.
Отмена опричнины связана с нашествием Крымского хана Дивлет - Гирея, сожжением им Москвы и последующей победы русских войск у деревни Молоди. Ивану IV стало ясно, что сохранение этого учреждения угрожает боеспособности страны. Осенью 1572г. государь опричнину «отставил».
Личность Наполеона Бонапарта
Наполеон французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики (1799 - 1804), император французов (1804 - 14 и март - июнь 1815). Родился 15 августа 1769 года в семье небогатого корсиканского дворянина адвоката Карло Буонапарте. Характер у Наполеона с раннего детства оказался нетерпеливым и неспокойным. ...
Планы действий и их выполнение.
У восставших главное внимание было сосредоточено на привлечении войск и их сборе. Дальнейшие намерения об овладении дворцом, сенатом и крепостью были довольно неопределенны, да и не могли быть определенными при невозможности учета сил своих и противника и характера начальных действий. Тем не менее, взяв инициативу в свои руки, руководит ...
Общественный строй
Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя мо ...