Интересная история

Археологический материал
Страница 5

К району Побужья относятся шесть статуэток из Шербатово, представляющих подтипы с2 и с3. Большинство фрагментов из поселения Старая Буда относятся к фигуркам типа с2 на веретенообразной ножке. Одна такая фигурка сохранилась полностью. Также имеется одна фигурка, с подогнутыми ногами, моделированными раздельно и затем сомкнутыми, одним правым глазом на уплощенной головке, с крестообразной, нанесенной краской, перевязью на груди. Половые признаки не выражены, ноги на бедрах и ниже колен расписаны параллельными лентами. Есть роспись из лент и на одном фрагменте веретенообразной ножки.

Своеобразна группа пластики в междуречье Буга и Днепра, в центральной части Черкасской области. Здесь, при разведке и шурфовке, были обнаружены три реалистические фигурки. Хотя эти находки и представлены вне археологического контекста, по иконографии и стилистическим особенностям их можно отнести к концу среднего / началу позднего этапа трипольской культуры.

Таким образом, к концу среднего этапа В II расцветает реалистическое направление в пластике, особенно на Буге и Среднем Днепре. Появляется уже серийное изготовление реалистически проработанных головок, лица которых обладают если не портретными, то вполне характерными антропологическими чертами, присущими местному населению того времени. Характерно частое сочетание реалистических головок с схематично переданным туловищем. На многих статуэтках - как реалистичных, так и схематичных - зафиксированы традиционные прически и очевидно мягкий футляр, подбирающий концы свободно падающих волос. В краске и орнаменте изображена татуировка на лице в виде полос, косо идущих о переносицы к скулам. Характерно, что в данный период внимание мастера сконцентрировано на изображении лица. Если в раннем и начале среднего периодах головка оставалась наиболее схематичной частью, то к концу среднего периода - это наиболее проработанная деталь статуэтки. Стоит отметить и серию сидящих фигурок. Причем, если для Днепра и Побужья характерны статуэтки с подогнутыми ногами, то для Днепра - с вытянутыми вперед, чему соответствует, обычно, и протянутая вперед рука. В финале среднего этапа ещё широко распространены подтипы с2 и а3. Появляются элементы углубленного и расписного орнамента, а также рельефа, рисующего детали одежды - обувь, надбедренные повязки с "фартуком" или пучком лент, закрывающем нижнюю часть живота. Намечается глубокий или широкий вырез платья, продолжают бытовать разнообразные ожерелья и пояса. Мужских изображений по-прежнему мало, но появляются хоть и редко изображения гермафродитов (Крутобородинцы I, Медвежа, Шипенцы).

Статуэтки подтипа с2 распространяются на восток, они уже представляют большинство пластики на Буге, встречаются и на Среднем Днепре, где часто приобретают деформированные, гипертрофированные формы (Коломийщина II). Зато на памятниках Среднего Поднестровья их становится значительно меньше. Здесь к концу среднего этапа чаще встречаются статуэтки, с двумя раздельно формованными и затем соединенными ножками. Веретенообразная ножка впервые встречается на севере Среднего Днестра, на юге же приобретает часто технологическую особенность. На многих статуэтках прослеживается горизонтальный валик, наложенный на месте икр, под коленями, края его примазываются к ножке, образуя характерное утолщение (Старые Каракушаны, Брынзены IV).

На материале пластике середины и конца среднего этапа наблюдается некоторая нивелировка стилей изображений на статуэтках. Нечто подобное отмечается и в керамическом материале[35]. На юге Среднего Днестра основная масса статуэток подтипом с2 на веретенообразной ножке, несколько меньше подтипа а3, схожей моделировки, но расписанных. На севере Среднего Днестра чаще встречаются фигурки подтипа с3 (на цилиндрических основаниях) и с4 (на двух сведенных ножках). На южном Буге прочно была воспринята традиция моделировки фигурок на веретенообразной ножке. Своеобразие местной пластики заключается в распространении реалистических изображений и большим количеством фигурок подтипа с3. Пластика поселений Среднего Днепра изначально отличалась самобытностью - схематическая крестовидная фигурка из Шербаневки, диспропорциональные огрубленные формы из Коломийщины II, стилизованное изображение из Мирополья, ограненные формы фигурок, подчеркнуто реалистичные статуэтки из Триполья и группы памятников Черкасской области характеризуют ее особенности в этом ареале, на протяжении среднего этапа развития культуры Кукутени / Триполье. Все вышеописанные черты пластики, создающие такое разнообразие локальных вариантов, продолжали существовать и в начале следующего этапа[36].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Российская цивилизация сегодня
В конце XX в. цивилизационные процессы в России были отягощены болезненным вхождением российского общества в сферу рыночных отношений. В этих условиях важное место занимают процессы самоидентификации общества, осознания своей сущности, «самости» и места в современном мире. Россия ищет новые пути возрождения и подъема в условиях определе ...

Культурно-воспитательная работа среди заключенных
Проводимая в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на укрепление трудовой дисциплины и повышение производительности труда. Трудовым соревнованием в данное время охвачено 95% работающих заключенных. Число отказчиков от работы по сравнению с 1940 годом сократилось ...

Итоги и значение наполеоновских войн
Вряд ли можно дать однозначную оценку значения Консульства и Империи Наполеона Бонапарта для европейской истории. С одной стороны, наполеоновские войны принесли Франции и другим европейским государствам громадные человеческие жертвы. Они велись ради завоевания чужих территорий и ограбления других народов. Облагая побежденные страны гром ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru