Интересная история

Роль религии в становлении государственности и культуры

История » Страницы истории Отечества » Роль религии в становлении государственности и культуры

Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.

Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 – 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе – христианство, в котором явственно обнаруживались восточные (в Константинополе) и западный (в Риме) центры.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле. С другой стороны, угнетенные искали и находили в ней утешение.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.

В Хазарском каганате настоятельная потребность во всеобщей государственной религии появилась в конце VIII в. Через отказ от культа единого бога неба – Тенгри-хана – хазарские правители пришли в начале IX в. к серьезному политическому шагу – принятию иудаизма в качестве государственной религии.

Однако иудаизм не превратился в религию народов, входящих в состав каганата. Новая религия не объединила, а наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами.

Потерпев сокрушительное поражение от войск Святослава, хазары сменили иудаизм на мусульманство. Изменение произошло под давлением обстоятельств: хазары обратились за помощью в Хорезм, хорезмийцы согласились помочь, но лишь после обращения хазар в мусульманство. Однако это не спасло страну от гибели.

В Волжской Булгарии принятие новой религии связанно с именем Алмаста, правителя Булгарского государства, который в начале X в. обратился к багдадскому халифу ал-Муктадиру с просьбой прислать наставников ислама. В мае 922 г. в Булгарию прибыло посольство халифа, секретарем и руководителем которого был Ибн-Фадлан (дневник путешествий Ибн-Фадлана оказался впоследствии ценнейшим историческим источником).

Известно, что ислам проникал в Волжскую Булгарию из Средней Азии еще задолго до Ибн-Фадлана. Но именно с прибытием посольства из Багдада – центра тогдашнего мусульманского мира – ислам стал официальной государственной религией волжских булгар. Глава государства и правящие классы использовали ее для объединения разрозненных булгарских и других родственных племен.

Принятие официальной религии раннефеодальными государствами имело большое значение. Так, христианство сближало Русь с другими христианскими странами, приобщало ее к античной, раннехристианской и византийской культурам. Правящие классы получили в новой религии мощное идеологическое средство для укрепления своего господства, а в лице христианской церкви – новую разветвленную политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Такую же роль, что и христианство в Руси, сыграл ислам в Волжской Булгарии. Вместе с новой религией в Булгарию пришли арабские культура и письмо, на основе которых зародилась местная булгарская письменность. Прекрасным памятником древней булгарской литературы является поэма булгаро – татарского поэта Кул-Гали «Кыйсан и Юсуф» («Сказание об Юсуфе»).

Таким образом, религия как господствующая форма идеологии раннефеодального общества сыграла огромную роль в становлении государственности и культуры, в укреплении первых государств на территории России.

Суворов Александр Васильевич (1730-1800)
В ряду русских замечательных людей Александр Васильевич Суворов очень резко выделяется во всех отношениях. Особенно ярко и внушительно проявилось это в возвышении Суворова, заурядного русского дворянина, до княжеского достоинства и степени фельдмаршала и генералиссимуса с присвоением ему притом звания «принца» и «царских почестей». Тако ...

Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 – е гг. XIX в)
В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы. Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства у России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем это ...

Подготовка наступления фашистскими войсками под Курском (операция «Цитадель»)
С момента переходе в контрнаступление под Сталинградом в ноябре 1942 года и до марта 1943 года советские войска разгромили в общей сложности более 100 вражеских дивизий - немецких, румынских, итальянских и венгерских - в районе Волги, Дона, Северного Кавказа. Противник понес колоссальные потери. Но и нам, нашей армии и народу нелегко до ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru