В 1890-х гг. 70% всех грузов в России перевозилось по железным дорогам, а 30% — речным, морским и гужевым транспортом.
Уровень развития железнодорожного и водного транспорта страны до 1917 г. свидетельствует о завершении промышленной революции и определенных успехах в индустриализации этой отрасли.
Индустриализация прослеживается также на примерах становления и развития автомобилестроения, нефтепереработки и нефтехимии, электроэнергетики.
Автомобилестроение относилось к числу новых и наиболее перспективных направлений индустриализации в мире в конце XIX в. Прологом к нему явилось изобретение И. Ползуновым и Дж. Уаттом паровой машины и двигателя внутреннего сгорания Р. Дизелем в XVIII—XIX вв. Переход к автомобилестроению стал возможен с началом нефтедобычи и переработки нефти, появлением бензина, керосина во второй половине XIX в.
Днем рождения отечественного автомобилестроения является 11 сентября 1896 г., когда вышло постановление министра путей сообщения М. И. Хилкова "О порядке и условиях перевозки тяжести и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах". Незадолго до этого Г. Даймлер и К. Бенц в Германии, работая в разных местах, построили в одно время "самодвижущиеся экипажи" с двигателями внутреннего сгорания.
16 июля 1872 г. в Петербурге была впервые выдана лицензия на перевозку грузов с помощью паромобиля механикам Орловскому и Кемпке. Так прообраз современного автомобиля стали применять в хозяйстве, однако много на таких повозках с тяжелым паровым котлом нельзя было увезти. Для зарождавшегося колесного транспорта нужен был легкий и мощный двигатель.
В 1902 г. был создан по проекту В. Шуберского на заводе Фрезе первый троллейбус, но широкого применения он тоже не нашел.
Таким образом, шли поиски дешевых и мощных аккумуляторов и совершенствовались машины с бензиновыми двигателями.
Официально считается, что первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан в Петербурге в мае 1896 г. Е. А. Яковлевым при участии П. А. Фрезе на "Первом Русском заводе керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева". С мощностью двигателя всего в 2 л. с. автомобиль продемонстрировали на всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Отечественные предприниматели не заинтересовались машиной, хотя она была вдвое дешевле, чем автомобили фирмы Бенц.
Дело Яковлева продолжил Фрезе, в 1902 г. на его предприятии был создан автомобиль с мотором в 8 л. с, при этом использовались механизмы и трансмиссии одной из французских фирм.
Предпринимались попытки наладить серийный выпуск автомобилей автоконструктором Б. Г. Луцким. Грузовой автомобиль Б. Г. Луцкого успешно демонстрировался в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Грузоподъемность его составила почти 5 тонн, а средняя скорость движения — 11 км/ч. Этот выдающийся конструктор консультировал с 1905 по 1910 г. выпуск автомобилей на "Машиностроительном, чугунолитейном и котельном заводе П. А. Лесснера" в Петербурге. Это предприятие заключило с германской фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных двигателей и автомобилей. Из ворот предприятия за пять лет вышли десятки легковых, грузовых, пожарных машин и автобусов.
Известен был в те годы в стране и автомобильный завод И.П. Пузырева. Небольшой завод с 1911 по 1914 г. выпустил 38 автомобилей, с четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания в 40 л. с. И. П. Пузырев стремился создать машину, которая бы успешно использовалась на российских дорогах. На одном из автомобилей конструктор совершил автопробег от Петербурга до Парижа. Видное место в автомобилестроении занимал Русско-Балтийский завод в Риге, к концу 1910 г. он использовал лишь отечественные детали и материалы при выпуске 800 машин. Из-за начавшейся Первой мировой войны завод был эвакуирован в Петербург и объединен с предприятиями П. А. Фрезе, сборка автомобилей продолжалась до 1918 г.
До 1917 г. в России автомобили выпускали больше 20 предприятий и фирм. Кроме заводов Фрезе, Лесснера, Пузырева, Яковлева, все большую известность приобретало предприятие братьев Рябушинских в Москве под названием "Автомобильное Московское общество" — знаменитый завод "АМО".
Множество предприятий по производству шин, аккумуляторов, электрооборудования и т. д. обслуживало эти заводы. Это доказывает, что в ходе капиталистической индустриализации в дооктябрьский период в России сложилась особая отрасль машиностроения — автомобилестроение. Но, несмотря на создание конкурентоспособных автомобилей, массовым их производство не стало. Население страны по-прежнему предпочитало покупать машины импортных образцов, поэтому продолжался их импорт.
Основные черты афинского права
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила о ...
Битвы при Гранике и Иссе
В 334 армия македонского царя переправились через Геллеспонт (совр. Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.
На первом этапе военных действий Александру противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 в битве при реке Гра ...
Успокоение и реформы
У программы Столыпина была и другая сторона. Выступая еще в качестве министра внутренних дел в I Думе, он говорил: для того, чтобы провести реформы, необходимо навести в стране порядок. Порядок же создается в государстве только тогда, когда власть проявляет свою волю, когда она умеет действовать и распоряжаться.
Столыпин был совершенно ...