В 1917 году в России произошел общественный слом, после которого здесь утвердился марксизм – не в последнюю очередь потому, что ему удалось «оседлать» часть созидательной энергетики, исходившей от православия и инерционно еще жившей не уровне народного сознания, наполнявшего марксизм мессианским смыслом, связывающего его с идеями социальной гармонии. Однако сама по себе марскистская теория страдала западной механической рациональностью и толмудической зашоренностью. Марксизм парадоксальным образом трансформировался в квазирелигигию, но духовная энергетика подпитывавшая его, с течением времени «выветрилась», а марксизм – как любая религия без Бога –тихо «скончался».
На смену марксизму пришел радикальный либерализм – явление еще более бездуховное и низменное. Навязываемая им общественная модель строится на искусственной иерархии, эгоизме, потребительстве, является убогим подражанием тому, что уже пережито Западом. Радикал-либерализм вступил во фронтальное столкновение с советской системой, ставшей результатом постепенной трансформации марксистской доктрины на российской почве с ее историческими токами, исходящими из православных традиций. В генетической памяти людей по-прежнему живы естественные нравственные чувства, что стало источником возрождения в конце XX века Русской Православной Церкви, противопоставившей вековые этические заповеди вульгарно-социологическим схемам. Противостояние сил Добра и сил Зла продолжается.
Всемирно-историческая теория
Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс. Мировоззрение - получение максимальных материальных благ. Согласно этой теории все народы мира проходят через одни и те же стадии прогресса. Только одни проходят прогрессивный путь развития раньше, а другие позднее. Отсюда сложилась схема развития истории с передовыми и отсталыми, догоняющими народами. Абсолютизировав с европоцентристских позиций понятие «прогресс», историки «выстроили» народы по иерархической лестнице4.
В рамках всемирно-исторической теории исторического процесса существуют направления: историко-материалистическое, историко-либеральное, историко-технологическое.
Историко-материалистическое (формационное) направление
изучая общемировое развитие – прогресс человечества отдает приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности, классовой борьбе проходящей через века и ведущей к уничтожению частной собственности и утверждению общественной. Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека. Обращение – «товарищ».
Согласно направлению в начале
XX
в. Россия представляла узел мировых противоречий, была «беременна» революцией. Закономерно в ней созрели предпосылки для двух революций буржуазной и социалистической — которые и состоялись в 1905-1917 гг. Результатом революционного пути развития стало разрешение давно назревших противоречий, начало создания социально справедливого общества. В русле данного направления далее шло построение социализма как творческое воплощение на практике марксистско-ленинских идей. На этом пути выделялись этапы создания основ социализма, его полной и окончательной победы, развитого социализма, перехода к построению коммунизма. Достижением являлись кардинальные перемены в социально-экономической, политической, духовной сферах: страна превратилась из аграрно-индустриальной в мощную индустриальную, одну из двух ведущих мировых сверхдержав. Теория базируется на том, что в основу этапов ставится уровень совершенствования производительных сил и изменение социально-классовой структуры общества. Перестройка, задуманная как обновление, совершенствование социализма переросла в контрреволюцию, превратилась в демонтаж социализма в результате действия внешних сил и отказа высшего политического руководства от идей марксизма-ленинизма. В последнее десятилетие
Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Для ряда европейских стран второй половины XVIII в. характерно проведение политики так называемого «просвещенного абсолютизма», которая выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Екатерина II даже считала себя ученицей французских просветителей – Вольтера (1694–1778 гг.), Руссо (1712– ...
Встреча и дальнейшая работа с В. И. Лениным
Плеханов установил тесные связи со многими представителями западноевропейского рабочего движения, активно участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания (1889), встречался и был близок с Ф. Энгельсом, который высоко ценил первые марксистские произведения Георгия Валентиновича, одобрял деятельность созданной Плехановым ...
Россия после Великой Отечественной войны (1946 – середина 1950-х годов)
[1]
В результате второй мировой войны изменилось соотношение сил в мире. Страны-победительницы, в первую очередь Советский Союз, увеличили свои территории за счет побежденных государств. К Советскому Союзу отошла большая часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом (ныне Калининградская область РФ), Литовская ССР получила территорию Клайп ...