Для выяснения сущности понятия "парламентаризм" необходимо расставить акценты и в цепочке "парламентаризм - парламент". Иной раз под парламентаризмом понимают теорию и практику функционирования парламента. Хотя достаточно часто можно встретить и расширенное толкование парламентаризма, его отождествление с представительной демократией в целом, его трактовку как "способности представительного органа государственной власти свободно обсуждать и принимать политические решения в форме законов"[30]. Можно соглашаться или оспаривать это суждение, однако бесспорно одно: не бывает демократии без парламентаризма, а парламентаризм не существует без парламента.
Парламентаризм возникает и существует тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки главы государства. Таким образом, правомерно говорить о парламентаризме в том случае, если помимо парламента существует такая система управления обществом, в которой, по меньшей мере, имеется:
а) четкое распределение законодательных и исполнительных функций;
б) доминирующее (привилегированное) положение представительного (законодательного) органа - парламента по отношению к другим органам государственной власти.
Однако следует полностью согласиться с мнением современных российских политологов о том, что само существование парламента в системе органов государственной власти не означает существования парламентаризма на прочных основах, то есть для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен определенными качествами, среди которых можно выделить:
1) избрание депутатов парламента на свободных всеобщих выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа;
2) самостоятельность и независимость в системе разделения властей;
3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления и . в процессе законотворчества[31].
Парламент необходимо рассматривать как основу парламентаризма - особой демократической системы организации и функционирования высшей государственной власти, базирующейся на принципах разделения властей и верховенства права, в которой парламент с его законодательной, представительной и контрольной прерогативами занимает ведущее положение в политической системе.
Понятие "парламентаризм" весьма объемно. Только при наличии в органическом единстве таких характеристик и условий, как наличие института представительной (законодательной) власти, формируемого на основе свободных выборов с участием политических партий и выражающего интересы всего общества; конституционно закрепленный принцип разделения властей; господство принципа верховенства права; наличие гражданского общества, характеризующегося демократизмом и высокой политико-правовой культурой граждан, - можно говорить о наличии парламентаризма как о "состоянии солидарности между парламентом - представителем общества, народа и исполнительной властью"[32], в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.
При определении парламентаризма многие современные исследователи особо подчеркивают приоритет демократических ценностей. Некоторые прямо заявляют, что парламентаризм есть ни что иное, как "система представлений об общедемократических, общецивилизованных ценностях государственно-организованного общества"[33].
Таким образом, среди важнейших элементов парламентаризма мы выделяем:
соблюдение принципа разделения властей;
безусловное верховенство права;
наличие в обществе законодательного и представительного учреждения - парламента;
наличие системы политических партий парламентского типа;
демократический процесс формирования парламента и его публичность.
Президент
Республика Армения имеет систему президентского правления. Согласно Конституции, Президент обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Pеспублики.
Президент избирается гражданами Республик ...
Вступление
В 2001 году исполняется 1139 лет Русскому государству. Именно в 862 году по современному летосчислению на Руси и появился варяг Рюрик, который основал великую династию русских правителей.
Потомки Рюрика властвовали над русскими землями 740 лет, создавая и укрепляя Русское государство. Они правили непрерывно с 862 по 1598 год и в 1606 - ...
Русь перед татаро-монгольским нашествием. Княжества Руси к началу XIII в.
К началу XIII в. земли Руси простирались от Карпат на юго-западе и доходили до Урала на северо-востоке, от Белого моря и Ледовитого океана на севере до причерноморских степей на юге и мордовских, чувашских, марийских земель на юго-востоке.
К началу XIII в. Русь более столетия жила в условиях раздробленности. Сложилось до полутора десят ...