Парламентаризм также рассматривается как "представительное начало в управлении" и "форма деятельности представительных государственных органов и их взаимодействие с другими органами государственной власти".
Вышеприведенные определения позволяют выделить принципы парламентаризма, среди которых важными являются: выражение и защита интересов всех социальных групп населения; приоритет законодательных органов власти перед остальными; подчиненность и подконтрольность парламента народу; взаимодействие парламентов с другими органами власти.
При толковании понятия "парламентаризм" употребляются различные характеристики: система управления обществом; форма представительной демократии; демократический механизм реализации интересов определенных групп населения и др. На наш взгляд, парламентаризм целесообразно рассматривать как целостную систему организации и функционирования государственной власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества.
С точки зрения политической теории, парламентаризм является одной из форм представительной демократии.
Подлинный парламентаризм возможен только при демократии, когда парламент, как отмечают Д. Олсон и М. Мезей, находится "ближе, чем другие институты, к тому месту, где происходит слияние теории демократии и демократической практики"[28], и не формально, а на деле выступает в качестве высшего представительного органа власти. Он включает в себя сам парламент и, кроме того, целую систему политических, правовых и моральных факторов различного уровня, с помощью которых регулируется жизнь общества. Нет сомнений в том, что демократизация невозможна без развития и совершенствования представительных форм осуществления власти различными социальными слоями общества, то есть без парламентской демократии. Но, с другой стороны, нет сомнения в том, что свобода граждан может быть обеспечена только в том государстве, где законодательная, исполнительная и судебная власти действуют в строго определенной области и взаимно ограничивают друг друга.
В современной политологической литературе среди главных принципов, раскрывающих сущность демократии, выделяют:
1) основание государства на принципе разделения властей;
2) наличие высшего политического законодательного органа, избираемого народом; наличие, кроме законодательного органа и других избираемых органов власти и управления, вплоть до самоуправления;
3) всеобщее, равное, свободное избирательное право;
4) определение исхода дискуссий при принятии решений по большинству[29] и т.д.
Из вышеприведенных признаков видно, что одной из основных ценностей демократии (наряду с такими, как парламентаризм, демократический процесс формирования органов государственной власти и местного самоуправления, принцип верховенства закона) является принцип разделения властей, с которым неразрывно связан парламентаризм.
Принцип разделения властей - один из основополагающих принципов демократической политической системы. Ее неотъемлемые элементы и формы это: непосредственное выражение власти - народом (референдум, выборы, органы местного самоуправления); горизонтальное разделение на три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная); вертикальное - на власть центральную и власть субъектов; наличие системы гарантий, сдержек и противовесов; разграничение полномочий каждого института власти; выборность; представительность; подотчетность народу.
Возникнув как идея, концепция разделения, властей за длительную историю своего существования постепенно превратилась в политический, а затем и в конституционный принцип многих государств.
Выяснение сущности парламентаризма требует и рассмотрения соотношения парламентаризма и форм государственного правления. На этот счет имеются разные точки зрения. В научных работах довольно часто употребляются такие выражения, как "президентская форма правления", "парламентская форма правления".
В зависимости от того, что является формальным источником власти, способа организации государственной власти и правового положения главы государства различаются две основные формы правления: монархическая и республиканская. В рамках этих двух форм правления на основании тех же критериев выделяют разновидности форм правления. В монархиях - абсолютная, дуалистическая, парламентская форма; в республиках - президентская, парламентская, президентско-парламентская и премьерско-президентская формы правления.
Понимание парламентаризма только как разновидности форм правления явно недостаточно. Парламентаризм - явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Парламентаризм характеризует и организацию общественной жизни, достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, то есть степень демократизации общества. Следовательно, о парламентаризме следует говорить лишь в связи с демократическим правлением, хотя парламент может существовать и в авторитарных режимах (например, в Уганде, Индонезии). Но сводить парламентаризм только к одной из форм правления, характеризуемой уровнем подчинения друг другу парламента, правительства и главы государства, явно недостаточно. Хотя допустимо, что парламентаризм, обладая некой универсальностью, способен обретать различные формы в зависимости от характера государственности, социально-политических и экономических условий.
Документальные
свидетельства
Из акта херсонской городской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими оккупантами
14 сентября 1944 г.
За 31 месяц своего господства в Херсоне немцы совершили чудовищные злодеяния: умертвили десятки тысяч советских людей — женщин, детей, стариков, военнопленных; тысячи девушек и юношей угнали в ...
Общественно-политическая структура, культура и
религия римской Тиры
1. Этнический и социальный состав населения. Уже в самом начале исследования Тиры было правильно отмечено, что в городе проживали как «коренные граждане», так и люди, которые «не пользовались правом местного гражданства», но определение общего количества населения и соотношения числа граждан, прочих свободных и рабов возможно лишь предп ...
Общественный строй Римской империи в период
принципата
Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н. э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люд ...