Интересная история

Становление династии Токугава
Страница 2

История » Япония в период Токугавского сегуната » Становление династии Токугава

Казенные мануфактуры фактически были мануфактурами самого богатого в Японии феодального дома Токугава. Однако, несмотря на мощную финансовую базу, они возникали гораздо позднее купеческих и княжеских мануфактур и имели более низкую техническую оснащенность.

Как правило, на мануфактурах всех трех типов использовался наемный труд. Отделение производителя от средств производства – основа первоначального капитала – активно шло уже во второй половине ХУП в., но в целом процесс задерживался тем, что нередко разоренный крестьянин не покидал деревню, а здесь же становился арендатором. Однако беглые крестьяне, разоренные ремесленники, ронины составляли значительный резерв рабочей силы.

Работницы шелкоткацких и сахарных мануфактур получали за свой многочасовой (до 16 часов) труд мизерную заработную плату. Об активном и широком развитии капиталистического уклада говорит распространение по разным районам Японии предприятий с начальными формами капиталистической промышленности, хотя в целом уровень капиталистического развития страны был значительно ниже по сравнению с европейскими странами. Несмотря на довольно значительное развитие мануфактур – Япония в целом не вышла на стадию мануфактурного капитализма.

Острое недовольство различных слоев и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, «рисовых бунтах» городского населения, в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале Х1Х в. к его глубокому политическому кризису.

Одним из крупнейших антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро в Осака в 1837 г. Он принадлежал к самурайскому сословию и занимал должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом воспользовались торговцы рисом и взвинтили цены. 17 февраля 1 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. Были захвачены и сожжены богатые кварталы, дома ростовщиков и оптовиков риса. Восставшие призывали режим сёгуна и восстановить императорский строй.

Пытаясь сохранить и укрепить свою власть и, одновременно, заручиться поддержкой самурайства, правительство сёгуна пыталось провести целую серию реформ, известных как реформы годов Тэмпо (1830 – 1843 гг.). Реформы были направлены на укрепление экономических позиций самурайства и поднятию его престижа. Реформы запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака и многое другое. Все эти явления рассматривались режимом как разрушающие нравы и «скромный» образ жизни.

Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала – указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий. Однако за длительное время существования приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии радикально изменить ситуацию. Указ о роспуске гильдий, означавший свободу торговли, не только не привел к снижению монопольно вздутых цен, но и вызвал совершенно неуправляемое состояние рынка. Указы о запрещении торговых корпораций и оптовой торговли, а также попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков и саботаж реформ, что правительство было вынуждено уйти в отставку и в 1851 г. отменить закон о гильдиях.

Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело «идеологическое» обоснование их выступлений. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность и «незаконность» правления сёгуна. Главным идея сводилась к тому, что сёгун незаконно узурпировал власть и отнял ее у законного правителя страны – императора. Эта идея впервые прозвучала еще в середине ХУП в., когда группа образованных самураев, экономически и политически притесняемых домом Токугава, объединилась с целью доказать при помощи исторических аргументов неправомерность тогугавского режима. Они собирали и публиковали огромные собрания древних мифов и легенд, исторических хроник и литературных памятников. Все это должно было документально подтвердить древность и непрерывность существования императорской династии и подлинность ее прав.

Вторым направлением, характерным для публикаций этого цикла было выделение и подчеркивание ценности всего японского, сугубо национального в противовес всему иноземному, и прежде всего китайской школе, которая доминировала в политике, общественной жизни и культуре. Это было также прямым выпадом против сёгуната, т.к. официальной идеологией токугавских властей было китайское конфуцианство. Публикации древних документов, обрядовых песен и молитв – все это имело антикитайскую направленность. Учение этой школы стремилось показать значительность и весомость собственного национального наследия, глубину японской традиционной культуры. В итоге признание «истинности японского пути» в противовес китайскому и почитание императора в противовес узурпаторской власти сёгуната стало стержнем дворянско-буржуазной идеологии в первой половине Х1Х в.

Страницы: 1 2 3

Причины отечественной войны 1812 года
Дело шло к европейской войне. Россия вновь оказалась втянута в большую европейскую политику. Но надо понять замысел Наполеона, его тактику и стратегию. Наполеон с самого начало своей государственной деятельности ясно сознавал и неоднократно провозглашал, что разрушенный Великой буржуазной революцией феодальный строй никогда не воскресне ...

Культурно-воспитательная работа среди заключенных
Проводимая в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на укрепление трудовой дисциплины и повышение производительности труда. Трудовым соревнованием в данное время охвачено 95% работающих заключенных. Число отказчиков от работы по сравнению с 1940 годом сократилось ...

Китай в период раннего средневековья - религия и идеология
Важнейшей чертой средневековой идеологии Китая был синкретизм, родившийся на основе сосуществования и синтеза так называемых «трех учений»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма. Конфуцианство, господствующее этико-политическое учение древности, в средние века не утратило полностью своих позиций. Конфуцианские учен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru