Здесь есть и политические, и экономические причины. Политические объясняются тем, что репрессии были частью системы, которая должна была породить страх. Это один из механизмов управления в условиях диктатуры. С другой стороны, надо иметь в виду мобилизационный характер сталинской экономики, ее потребность в масштабном применении принудительного труда. Давайте посмотрим, что происходит при переходе с 1929 к 1930 году. Объявлен «великий перелом», это конец смешанной экономики нэпа, впереди индустриализация и связанная с ней коллективизация. Причем проводить ее надо в форсированном жестком режиме. А потому на повестку дня сразу встают вопросы. Первый – репрессирование «кулаков» и «вредителей», «контрреволюционеров». Второй – мобилизация средств на индустриализацию. Вот здесь и возникает ГУЛАГ, который решает эти проблемы. С одной стороны, «кулаки» и прочие «враги народа» будут арестованы, появятся миллионы репрессированных и их надо где-то размещать, а с другой стороны – надо заниматься индустриализацией без опоры на иностранный капитал, европейские инвестиции, служившие важным источником средств на дореволюционном этапе индустриализации России. А заключенные – это дешевая и мобильная рабочая сила. Не случайно организация системы ГУЛАГа приходится на 1930 год. Именно к этому времени относится приказ ОГПУ № 131 от 25 апреля 1930 года, где звучит призыв к чекистским кадрам о записи добровольцев на руководящую работу во вновь организующиеся лагеря. Здесь необходимо заметить следующее. Наша индустриализация имела две стадии: одна – дореволюционная – длилась около 30 лет, вторая началась в конце 1920-х годов. А за счет чего строить тысячи предприятий и оснащать их станками? До революции почти половину средств для промышленного развития страны давал иностранный капитал, привлекаемые им зарубежные технологии.
Русско-турецкая война (1877-1878)
Война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны и Османской империей с другой.
Вызвана подъемом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных отношений. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала симпатию к положению христиан в Ос ...
Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1) знание фа ...
Январь - март 1918 года
Второй крупный кризис обозначался в январе 1918 года в дни начала работы и стремительного разгона Учредительного собрания. Как показали выборы в Учредительное собрание, общество высказалось за многовариативность и многопартийность. Причем подавляющее большинство депутатов в Учредительном собрании, около 80%, было представлено от социали ...