В числе преступлений упоминаются восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности, и др.
Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в 2-3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.
Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику.
Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.
В начальный этап Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность.
Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник.
Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамсес 1 издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».
Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье .» «Кто содеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем - не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах.
В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н. э. во времена народного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены и по ним ходят на перекрестках .» Ипусер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской правовой системе.
Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М.
Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля.
Первая декабристская организация Союз спасения, организована в начале 1916 г. Активное участие в создании принял Никита Михайлович Муравьев[1]. Первоначально лидерами движения рассматривалась возможность покушения на царя, однако впоследствии это решение было пересмотрено. В то время, когда Союз спасения трансформируется в Союз благоден ...
Парадигмы этнического развития США
Как всем явлениям в природе и обществе, этническим процессам присуще сочетание общего и особенного. Важнейшим проявлением этой закономерности выступают две взаимосвязанные тенденции, одна из которых имеет интегрирующий, другая - дифференцирующий характер. Действие этих тенденций является универсальным явлением для всей этнической истори ...
Риторика
Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей истории", от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описан ...